Дата: 21.09.2020 Автор: Станислав Гарькин Комментарии: 0

До XX века речь о стратегии преимущественно велась в отношении военного искусства. В XX веке на стратегию обратил свое внимание бизнес. Вернее, о ней стали говорить применительно к бизнес-среде. Причиной такого внимания послужили произошедшие изменения в управлении бизнес-структурами. На смену управлению бизнесом самим собственником и членами его семьи стали появляться прецеденты назначения на посты первых лиц наемных управляющих. Появилась потребность в согласовании интересов на перспективу между собственниками и наемными управленцами, инструментом которого и стала стратегия.

Очень быстро от стратегических целей и стратегического планирования произошел переход к стратегическому управлению в силу того факта, что сама цель и сам план не являются гарантией результата. И только акцент на управляющем воздействии сделал стратегическую работу близкой к реальности.

В окружающей действительности все меняется. Актуальность целей и планов подвергается сомнению задолго до их осуществления, иногда в момент формулировок. Не исчезает только требование к развитию, успешному конкурированию, опережению оппонента.

Как и в стратегическом боевом искусстве И-го (вэйци, бадук), в бизнесе важен темп. Но стратегические ресурсы бизнеса ограничены, поэтому приходится согласовывать приоритетные направления стратегической концентрации ограниченных ресурсов бизнеса. Примеров разорившихся бизнесов, распыливших свои ресурсы на стадии роста, вложив их во «все подряд», к сожалению, немало. Поставленный на доску камень как поступок в жизни, «переходить» не получится. Придется затрачивать дополнительные ресурсы на исправление ситуации следующими ходами или жертвовать потраченными впустую ресурсами.

Стратегические ресурсы бизнеса — это не только деньги, наличие продукта и ключевого сырья, и даже не только умение делать продукт и наличие ключевого персонала, обладающего ценными компетенциями. Это и умение выигрывать время (темп), и скрытый ресурс влияния, который распространяется на всех присутствующих в интересующей конкретный бизнес сфере.

Наличие влияния не позволяет конкуренту (оппоненту, противнику) делать нечто против ваших интересов. Ибо оно дает понимание, что в случае вторжения в зону чужого влияния будет крайне болезненно отстаивать свои слабые интересы, не имея на то оснований. Камень, поставленный на пустой доске и камень, поставленный внутрь окруженной сферы влияния чужими камнями, весьма вероятно будут иметь разную судьбу.

Современная бизнес-стратегия гибка и изменчива, она все меньше похожа на прямую дорогу из пункта А в пункт Б. Она сродни боевым действиям, где приходится и отступать, и делать обходные маневры, затаиваться и накапливать ресурсы для ключевого приложения сил. Современная бизнес-стратегия много позаимствовала из военного дела, в том числе и методы препятствования ведению бизнеса противником. Санкции, антимонопольные и антидемпинговые расследования, приостановки разрешений на ведение деятельности, — все новые и новые примеры, имеющие общие корни, возникают ежедневно. Современная стратегия похожа на ведение войны под видом конкуренции или наоборот, конкурирование военными методами.

Интересы бизнеса переплетаются с интересами элит и государств, делая конкурентный спектакль все более интерактивным. Уклонение становится не просто невозможным, но и бессмысленным. Наступает интересное время, когда стратегия будет требоваться каждому.

Оставить свой комментарий